Роль
физической культуры
Важнейшим условием профилактики аллергии является правильное физическое
воспитание ребенка, особенно в семьях, где есть аллергические заболевания.
Вырастить сына или дочь здоровыми, жизнерадостными
совсем не просто. Для этого надо многое знать и уметь, в частности иметь
представление о правильном физическом воспитании ребенка, которое подразумевает
развитие и совершенствование необходимых ему физических и психических качеств.
Основным принципом физического воспитания в семье должна стать его
оздоровительная направленность. Крепкий, полноценно развивающийся ребенок
меньше болеет, а заболев, быстрее выздоравливает.
Чтобы малыш рос здоровым, за ним необходим тщательный уход.
Родители должны следить за тем, чтобы ребенок правильно питался, соблюдал режим
дня и гигиену.
Для него не менее важна достаточная двигательная активность. Чем больше
движений совершает малыш, тем лучше у него развивается кора головного мозга. В
формировании движений существенная роль принадлежит развитию нервной системы.
Большое значение имеют и внешние раздражения, воздействующие на зрение, слух и
побуждающие маленького ребенка к тому или иному действию. Сначала он учится
брать и удерживает предмет, затем переворачиваться на живот, еще позже ползать,
садиться и вставать. Обычно к году ребенок начинает самостоятельно ходить.
Нормальный двигательный режим нужен не только маленькому ребенку, не менее
важен он и для школьника. В последние годы из-за высокой учебной нагрузки
отмечается дефицит движений в режиме дня школьника, что приводит к появлению
гиподинамии, которая отрицательно сказывается на деятельности многих систем
организма, особенно сердечно-сосудистой
и дыхательной, снижает работоспособность: в результате ослабевают внимание,
память, нарушается координация движений.
Лучшее средство повышения работоспособности - это физические упражнения.
Признание великого французского мыслителя и писателя Ж.-Ж. Руссо как нельзя
лучше иллюстрирует взаимосвязь деятельности мозга с движением. "Ходьба
оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать;
необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает
двигаться".
Физкультура как средство профилактики и лечения заболеваний находит все более
широкое применение в практике. К средствам физической культуры, используемым
при аллергических заболеваниях, относятся специальные общефизические
упражнения, подвижные игры, а также закаливание и массаж.
Полезно совмещать прогулки со спортивными упражнениями, играми. В игре
совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный
тонус, кроме того, подвижные игры на свежем воздухе дают хороший
оздоровительный эффект.
Ходьба на лыжах - наиболее доступный зимой вид спорта, благотворно
влияющий на организм ребенка. Во время лыжной прогулки в работу вовлекаются
почти все группы мышц. Укрепляются; сердечно-сосудистая
и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат,
улучшаются обменные процессы в организме. Общение с природой успокаивает,
создает положительный эмоциональный настрой. Но главное преимущество этого
спорта - длительное пребывание ребенка на чистом воздухе, насыщение организма
кислородом. К лыжному сезону лучше готовиться с осени. В утреннюю зарядку надо
включать упражнения для развития мышц рук и ног, совершать пешие походы, бегать
трусцой. Главное условие для начинающих - постепенность в увеличении нагрузки.
В последние годы стал популярен бег трусцой. Это действительно очень
полезное упражнение. По легенде еще две с половиной тысячи лет назад на
огромной скале в Элладе были высечены слова: "Хочешь быть сильным - бегай,
хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай".
Многих привлекает этот спорт, но не все решаются выйти на улицу, в парк.
Поэтому психологически легче начинать бегать всей семьей, да и дети чувствуют
себя увереннее рядом с родителями. Приобщать детей к бегу можно с 4-6-летнего
возраста. Маленький ребенок еще не в состоянии пробежать значительную дистанцию
с определенной скоростью. Однообразие быстро утомляет его. Чтобы не отбивать у
него охоту к занятиям, специалисты рекомендуют чередовать бег с ходьбой и
подвижными играми. Тренировки надо проводить не реже трех раз в неделю. Бегать
можно в любое удобное время, лучше утром. За 10-15 минут до занятий полезно
выпить стакан свежеприготовленного фруктового сока. Интервал между едой и
тренировкой должен быть не менее двух часов. Во время бега можно дышать ртом
при температуре воздуха до -15 O С. Наиболее удобная обувь для бега - кроссовки
и кеды. Зимой лучше надеть свитер с плотным высоким воротом.
Очень важно следить за самочувствием ребенка, чтобы избежать переутомления.
Повышенная сонливость или бессонница - сигнал к тому, что нагрузка для него
чрезмерна. Если во время бега появилась одышка или головокружение, занятие надо
сразу же прекратить. Прежде чем возобновить тренировки, посоветуйтесь с врачом.
После перенесенной болезни легкие пробежки можно возобновить через 10 дней.
Гимнастические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют
нормальному развитию грудной клетки, в результате чего повышается вентиляция
легких, увеличивается газообмен, улучшается легочное кровообращение
и кровь быстрее насыщается кислородом; облегчается работа сердечно-сосудистой
системы. Под влиянием физических упражнений улучшается работа органов пищеварения,
повышается моторная деятельность кишечника, что устраняет запоры и скопление
газов, усиливает выделение пищеварительных соков, лучше всасываются пищевые
вещества, усиливается обмен веществ.
Наш век породил стремление к знаниям. И некоторые родители спешат приобщить к
ним совсем маленьких детей, насыщая их чрезмерной информацией. К чему это может
привести? К ломке естественного развития нервной системы, раннему ее истощению,
к неврастении. И это порой уже непоправимо.
Предупредить болезни помогает правильный режим дня.
При составлении режима дня школьников 1-4 классов можно взять за основу режим,
разработанный Институтом физиологии детей и подростков АПН.
Естественно, что ни одна схема режима дня не может быть одинаково пригодной для
всех детей. Главное правило, которым надо руководствоваться при составлении
режима дня,- это разумное чередование умственных и физических нагрузок с
отдыхом, рациональное питание, прогулки и игры на свежем воздухе.
Режим дня
школьника
Подъем - 7.00
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели - 7.00-7.20
Утренний завтрак - 7.20-7.40
Дорога в школу или утренняя прогулка до занятий - 7.40-8.15
Занятия в школе - 8.15-12.40
Горячий завтрак в школе - Около 11 ч.
Дорога из школы или прогулка после занятий - 12.40-13.10
Обед - 13.10-13.30
Послеобеденный отдых или сон - 13.30-14.30
Прогулка или игры и занятия на воздухе - 14.30-16.00
Полдник - 16.00 - 16.15
Приготовление домашних заданий - 16.15-18.00
Прогулки на свежем воздухе - 18.00-19.00
Ужин и свободные занятия (чтение, ручной труд, помощь семье и пр.) -
19.00-21.00
Приготовление ко сну (чистка одежды, обуви, умывание) - 21.00-21.30
Сон - 21.30-7.00